Всё о проекционных экранах — какой выбрать?
Для того чтобы в полной мере насладится большим изображением, недостаточно просто приобрести проектор. Без специального экрана с особым покрытием любой фильм будет выглядеть бледным, тусклым и совершенно невпечатляющим. При его выборе необходимо исходить из размеров комнаты и её освещённости, технических возможностей проектора, индивидуальной цели его приобретения и требований к качеству и формату изображения.
Тип экрана для проектора по конструкции
Стационарные экраны по месту крепления подразделяются на настенные и потолочные, складные на штативе и неразборные. Складной экран может иметь электромеханический привод, но это дополнительно отражается на его стоимости.
В целях экономии рациональнее приобрести модель с пружинным механизмом для сворачивания полотна. Убирающийся экран занимает немного места, не мешает и не нарушает общий вид комнаты. Если позволяют условия в помещении можно остановить свой выбор на постоянном натяжном экране, закреплённом на специальной раме.
С мобильным экраном можно сэкономить средства, если планируется каждый год регулярно значительное время, например, лето, проводить в загородном доме. Наибольшим спросом в таком случае пользуются экраны на складной треноге или выдвигающиеся из напольного корпуса.
Формат и размеры
При выборе экрана для проектора следует придерживаться нескольких простых правил, касающихся его размеров.
высота экрана должна быть не менее 1/6 расстояния от вертикальной плоскости до места зрителя;
ширина экрана для формата видеоизображения 4:3 определяется умножением его высоты на коэффициент 1,33. Для демонстрации видео высокой чёткости в формате 9:16 коэффициент равен 1,78;
для удобства просмотра расстояние до проекционного экрана — его нижней кромки полотна — от пола должно быть не менее 1,2 м;
изогнутый проекционный экран позволяет глубже погрузиться в просмотр кино.
Точные размеры проекционного экрана можно определить только исходя из конкретных параметров комнаты и месторасположения зрителей.
Что касается корректного отображения соотношения сторон изображения на экране, то тут можно пойти двумя путями. Первый способ — это приобретение дорогостоящего экрана со специальными шторками, чтобы задавать ими соответствующие пропорции 4:3 (SD) для обычного видеостандарта или 16:9 (HDTV) для цифровых видеоматериалов. Второй путь намного проще — просто следует разворачивать рулонный экран на соответствующую формату высоту.
Разновидности покрытия и его цвет
Решающими при выборе экрана будут три основные характеристики его покрытия. Прежде всего, это коэффициент усиления. Чем он выше, тем ярче будет изображение и меньше зависимость от степени освещённости комнаты. Второй важнейший показатель — контрастность. Она зависит от цвета экрана: на сером фоне изображение более чёткое. Наконец, угол обзора видеокартинки должен составлять не менее 30°. В продаже можно встретить экраны для проекторов с несколькими типами покрытий, отличающихся по принципу взаимодействия со световым потоком.
Если же вы хотите сэкономить и получить при этом высококачественное изделие, то можно попробовать сделать проекционный экран своими руками. На YouTube есть несколько видео, наглядно описывающих процесс изготовления. От вас же потребуются незначительные траты на материалы и некоторые навыки.
Рассеивающие (диффузионные) экраны - самый наиболее распространённый тип. В этом случаем покрытием полотна из винила или текстиля чаще всего служит карбонат магния или аналогичные вещества. Падающий на него свет не поглощается, а рассеивается равномерно во всех направлениях (изотропно). Подобный экран обладает коэффициентом усиления близким к единице. В качестве подложки может быть использовано стекловолокно. Такой экран не требует натяжения и легко моется.
Экраны с отражающим покрытием обычно усыпаны круглыми отражающими пластинками из двуокиси титана. При этой технологии соблюдается правило равенства угла падения и угла отражения света. В среднем коэффициент усиления составляет от 1, 5.
Подобные мягкие экраны с покрытием из ребристого алюминия могут иметь вогнутую форму. Она позволяет увеличить коэффициент усиления до 2,5. Они адаптированы для воспроизведения трёхмерных компьютерных изображений. Коэффициент усиления у такого экрана может достигать 20 ед.
Особенность преломляющих (другие названия: ретро-рефлективные, регрессивные, бисерные) экранов заключается в способности отражать падающий на поверхность свет точно в направлении его источника, независимо от положения его оптической оси. Этот экран будет иметь преимущество, если проектор планируется установить на столе (тумбе), а не прикрепить к потолку. По цене они самые дорогие из-за сложности производства и в то же время наименее долговечные.
При многократном сворачивании гибкого экрана стеклянные шарики частично осыпаются в результате чего качество изображения заметно ухудшается. Оно также зависит от диаметра шариков, который может составлять от 65 до 9мкн: чем меньше диаметр – тем лучше картинка В последнее время шарики на экране для прочности соединения дополнительно покрываются пленкой. В таком случае экран без опасений можно мыть, но его стоимость возрастает ещё значительнее. Коэффициент усиления бисерного экрана в среднем около 2,8.
Если стена в комнате идеально ровная, то реальной альтернативой традиционным преломляющим экранам в последнее время стала экран-краска на акриловой основе. В её состав включены микроскопические стеклянные шарики. Для нанесения краски в два слоя на выбранный участок стены не требуется специального инструмента и его несложно осуществить самостоятельно методом распыления. Производители предлагают экран-краски разных оттенков в зависимости от освещённости комнаты, для создания обратной проекции на полупрозрачной поверхности и для получения 3D-изображения.
На экране серого цвета изображение получается более контрастным, но оно немного теряет в цветопередаче. Если нет возможности хорошо затемнить помещение, лучше отдать предпочтение экрану серых тонов. Но ярко освещённые сцены фильмов на нём отображаются хуже. Он лучше подходят к проекторам с низким показателем контрастности. Белый экран более корректно передают цвета независимо от освещённости помещения.
Разнообразие существующих конструкций экранов для проекторов и используемых при их производстве технологий позволяет найти оптимальное решение, удовлетворяющее требовательного киномана, практически в любой конкретной ситуации.